Miratools – это эффективный инструмент для людей, которые желают защитить плоды своей интеллектуальной собственности. Miratools качественно проверяет уникальность текста, обладает множеством дополнительных функций и гибкими настройками, дающими пользователям высокий уровень свободы.
Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Михайлова М.В. Заведующая отделением АФК Педагогического колледжа №18 «Митино», преподаватель частных методик АФК Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, физическая готовность, физические упражнения, тестовые упражнения, специальные (коррекционные) школы. Аннотация: в статье проводится анализ результатов исследования организации адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах, а также развития физических качеств у детей различных нозологических групп. Organization of adaptive physical training in the special (correction) educational establishments. Mikhaylova M.V. Managing by the department AFK of the pedagogical college of №18 “Mitino”, the instructor of particular procedures AFK Key words: adaptive physical education, physical readiness, moving activity, test exercises, test exercises, special (corrective) schools. Abstract: the article analyses the results of the study the (remedial) schools, as development of physical qualities in children of different nozologicheskih groups. Анализ литературных источников показал, что детей инвалидов разных нозологических групп в нашей стране становится с каждым годом все больше [Шапкова Л.В. 2007]. К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные расстройства (ранний детский аутизм и др.), тяжелые множественные нарушения. Статья 6 Европейской спортивной хартии гласит, что спортом должны быть охвачены все слои населения, включая и названную выше социальную группу населения. Аналогичные записи имеются и во всех законах о спорте, которые приняты в разных странах. Однако в реальной жизни право инвалидов на занятия физической культурой и спортом не всегда реализовано [Филимонова С.И. 2004]. Обучение, воспитание таких детей представляет труднейшую проблему. И уже она реализовывается в специальных (коррекционных) школах, опираясь на программы, имеющиеся и разрабатываемые методические и нормативные материалы. Основным направлением современного специального образования детей с нарушениями развития является создание комплексной системы педагогической помощи. Один из компонентов коррекционно-развивающей помощи таким детям – адаптивная физическая культура. Педагогический и социальный смысл адаптивного физического воспитания – физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребенка, телесное, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие творческих способностей, привлечение к систематическим занятиям спортом, игра, двигательной рекреацией. Одной из наиболее важной проблемой адаптивного физического воспитания – это повышение двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп. Двух – трех уроков физического воспитания в коррекционных школах явно не хватает, включение дополнительно одного-двух уроков ЛФК являются компромиссом. Недостаточно используется резервы времени для внеклассной работы. Есть категории детей-инвалидов, вовсе не охваченных физкультурным образованием и они автоматически освобождаются от физкультурных занятий. Таблица 1. Учебный план государственного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 77 VIII вида» на 2011 – 2012 учебный год Общеобразовательные области Число учебных часов в неделю Подгото - вительный класс Начальные классы (I ступень) Средние и старшие классы (II ступень) I II III IV V VI VII VIII IX I Общеобразовательные курсы Чтение и развитие речи 2 5 5 5 4 4 4 3 3 3 Письмо и развитие речи 2 5 5 5 5 5 4 4 4 4 Развитие устной речи 3 Математика 3 5 5 6 6 6 6 5 5 4 Природоведение 2 Биология 2 2 2 2 География 2 2 2 2 История Отечества 2 2 2 Обществознание 1 1 Изобразительное искусство 2 1 1 1 1 1 1 1 Музыка 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Физкультура 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 II Трудовая подготовка Трудовое обучение 2 2 2 2 4 Профессионально – трудовое обучение 6 8 10 12 14 Трудовая практика в днях 10 10 10 20 20 III Коррекционная подготовка Развитие устной речи 1 1 2 2 Социально – бытовая Ориентировка (СБО) 1 2 2 2 2 Ритмика 1 1 1 1 1 Обязательные индиви – дуальные и групповые коррекц. занятия 2 2 2 2 2 1 1 1 Итого: обязательная нагрузка учащихся 20 25 25 27 28 29 33 35 36 36 Факультативные занятия 2 2 2 2 2 Всего: максимальная наг рузка учащихся 20 25 25 27 28 31 35 37 38 38 Логопедические занятия 4 4 4 4 3 3 2 2 ЛФК 1 1 1 1 1 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 2 Действующие программы по физическому воспитанию для специальных коррекционных школ были разработаны в основном в 90 годах XX века (кроме школ VIII вида), а сейчас только переиздаются с незначительными доработками. Старые программы не учитывают современные тенденции развития адаптивной физической культуры и нуждаются в кардинальном обновлении. Мы опросили учителей адаптивной физической культуры города Москвы специальных (коррекционных) школ разных видов, по каким программам они работают. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений различных видов Вид школы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (слабослышащие и позднооглохших) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (авторы К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич и др.) переизданы в 2003 году издательством «Просвещение». IV вида (слабовидящих) «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе». Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др. Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997. VII вида (с задержкой психического развития) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида «Начальные классы» (авторы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина и др.) изданы в 1996 году издательством «Просвещение» или традиционные, но адаптированные программы для общеобразовательных школ. VIII вида (умственно отсталых) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Подготовительный класс ,1—4 классы (авторы раздела физическое воспитание Н.В.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой). Под редакцией В.В. Воронковой. Издательством «Просвещение», 2000 год. Также есть проблема в подготовленных кадрах для преподавания адаптивной физической культуры в специальных (коррекционных) учреждениях. Часто в коррекционных школах работают не учителя адаптивной физической культуры, а учителя физической культуры. Отсутствие специальной профессиональной подготовки не позволяет им эффективно решать стоящие перед ними задачи. Методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с ограниченными возможностями в двигательной активности во многом отличаются от методики проведения занятий физической культуры с детьми не имеющих отклонения в состоянии здоровья. Чтобы доказать это, нами была разработана анкета для учителей адаптивной физической культуры. В анкетирование приняли участие 7 учителей адаптивной физической культуры коррекционных школ II, IV, VII, VIII вида. И только один учитель имел квалификацию педагог по адаптивной физической культуре. Особенности физической подготовленности детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений различных видов. Литературные источники, наблюдения и исследования многих авторов показывают, что сложные нарушения развития резко снижают двигательную активность детей. Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Недостаток же движений плохо влияет на состояние высшей нервной деятельности ребенка и вегетативные функции организма, развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к нарушению обменных процессов и развитию заболеваний внутренних органов. Ограничение моторной деятельности сказывается и на функциональных возможностях мышц и двигательного аппарата в целом. Также отмечается нарушение координации и точности двигательных реакций, ухудшение сократительных свойств мышц, уменьшение их силы. У детей с низким уровнем двигательной активности более низкие показатели всех физических качеств. Чтобы определить физическое развитие и двигательные способности детей разных нозологических групп, были предложены общепринятые тестовые упражнения. 1. Для определения скоростных способностей нами использован тест бег на 30 м со старта. 2. Поднимание туловища из положения лежа за 30 с позволило определить скоростно-силовые способности мышц брюшного пресса. 3. Прыжок в длину с места. 4. Метание малого теннисного мяча в цель для определения координационных способностей (5 бросков). Тестирование детей проводилось в специальных (коррекционных) школах II, IV, VII, VIII вида на протяжении 4 лет (с 2008 по 2011 год). Причем динамика физического развития и двигательных способностей детей каждой нозологической группы рассматривалась на одном классе все 4 года (с 1 по 4 класс). В тестирование принимали участия, как девочки, так и мальчики. Всего было задействовано 68 учащихся начальных классов. Рисунок 1. Результаты теста бег на 30 м (сек). Рисунок 1 иллюстрирует уровень развития скоростных качеств учащихся разных нозологических групп. Видно, что лучшие показатели в тесте бега на 30 м принадлежат учащимся специальной (коррекционной) школе II вида (слабослышащие), а самые слабые результаты показали учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида (умственная отсталость). Рисунок 2. Результаты теста прыжка в длину с места (м) Лучшие результаты в тесте «прыжок в длину с места» (рисунок 2) показали слабослышащие дети, а умственно отсталые дети показали самые слабые результаты. Рисунок 3. Результат тестирования подъем туловища из положения лежа в сед за 30 сек (раз). Рисунок 3 нам демонстрирует результаты тестирования подъема туловища из положения лежа в сед за 30 сек и позволяет определить уровень развития скоростно-силовых способности мышц брюшного пресса. Лучшие результаты показали школьники с ЗПР и слабослышащие, школьники с умственной отсталостью показали самые низкие результаты. Рисунок 4. Результат тестирования метание малого теннисного мяча в цель (раз). Рисунок 4 подтверждает, что лучший результат в тесте метание малого теннисного мяча в цель у слабослышащих школьников, а самый низкий показатель в данном тесте наблюдается у детей с нарушением интеллекта. Анализ развития двигательных качеств позволяет сделать следующие выводы. 1. Скоростные и скоростно-силовые качества развиты лучше всего у детей слабослышащих и у детей с ЗПР, а у умственно отсталых детей эти качества развиты плохо. 2. Координационные способности лучше других развиты у детей слабослышащих и с задержкой психического развития. 3. Силовая выносливость мышц верхних конечностей хуже всех развита у детей с умственной отсталостью. Использованная литература: 1. Маллер А.Р. Воспитание и обучение де¬тей с тяжелой интеллектуальной недоста¬точностью/ А. Р. Маллер, Г. В. Цикото: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе¬ний. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с. 2. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития : учеб. Пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с. 3. Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317 с. 4. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры.- М: Советский спорт, 2007. - 608 с. 5. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995 6. Филимонова С.И. Семейная физическая культура - пространство для самореализации детей-инвалидов и их родителей // Адаптивная физическая культура. - 2004. – №2. С.6-11. The literature used: 1. Maller A.R. Upbringing and education of children with severe intellectual disabilities/ A.R. Maller, G.V. Cikoto: Stud. Manual for sdud. top. ped.-M.: Publishing center «Academy», 2003. – 208 s. 2. Rostomashvili L.N. Adaptive physical training with the complex disturbances of the development: studies. Benefit/OF L.N. Rostomashvili. - M.: Soviet sport, 2009. - 224 s. 3. Timofeeva T.B. the rehabilitative employment in special (correctional) boarding schools III-IV species. Rostow n/a: Phoenix, 2010.-317s. 4. Shapkova l.V. Private methods of adaptive physical education.- M: Soviet sport, 2007.-608s. 5. Shipitsyna L.M., Ivanov E.S., Danilov L.A., Smirnov I.A. Rehabilitation of children with the problems in the intellectual and physical development. - St. Petersburg, 1995 6. Filimonova S.I. Family physical culture - space for samorealizatsii of child- invalids and their parents // Adaptive physical culture. - 2004. – №2. S.6-11.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Михайлова М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино". – 2012. – № 1 ;
URL: pk18.esrae.ru/ru/1-6 (дата обращения:
23.11.2024).