Miratools – это эффективный инструмент для людей, которые желают защитить плоды своей интеллектуальной собственности. Miratools качественно проверяет уникальность текста, обладает множеством дополнительных функций и гибкими настройками, дающими пользователям высокий уровень свободы.
Митюн М.А., Ефанова М.Е., преподаватели английского языка ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино» г. Москва ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Здоровье детей и подростков - один из важнейших факторов благополучного развития любого государства. Однако данные статистики показывают нам весьма тревожные цифры. Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показывают, что среди выпускников российских школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося [3, С. 16]. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в нашей стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Факты, приведенные выше, заставляют задуматься преподавателей, учителей и воспитателей детских образовательных учреждений о необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках и занятиях, что позволит добиться положительных изменений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это благоприятные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [5, С. 36]. Рассмотрим использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка от начальных классов в школе до колледжа. Английский язык– один из самых сложных предметов. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью, направленно на то, что вызывает их интерес. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Для снятия усталости и повышения работоспособности детей начальных классов можно использовать следующие виды деятельности: 1. Танцевальные и музыкальные физкультминутки. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. 2. Пальчиковые игры. Игра, иллюстрируемая движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр можно вводить новые лексические единицы, отрабатывать фонетику и речевые образцы. 3. Подвижные игры. Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет повысить интерес к иностранному языку. Игры развивают внимание и сообразительность, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденный материал, пополнить свои знания. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. 4. Песня на уроке предоставляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. 5. Зарядка для глаз. Например: Look left, right. Look up, look down. Look around. Look at your nose. Look at that rose. Close your eyes. Обязательным условием эффективного проведения вышеперечисленных активных форм деятельности – положительный эмоциональный фон. Их рациональное чередование помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке (выполнение групповых или индивидуальных заданий, работа в парах) обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и делает урок более эмоциональным. Школьные нагрузки влияют на успешность обучения учеников средней и старшей школы и являются причиной ухудшения их здоровья. Поэтому учителя на уроках проводят игровые двигательные минутки или физминутки. Физминутки на уроках английского языка обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно программе по английскому языку. Использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления. Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее. Правила организации игровых двигательных минуток в школе. - В игровых двигательных минутках участвуют учащиеся в возрасте от 7 до 16 лет. - Игровые двигательные минутки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы. - Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети. - Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства. - Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся. - Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку (например, дома), во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагодических тренингов. Структура проведения игровых двигательных минуток. 1. Все упражнения построены по принципу “от простого к сложному”. 2. На последующих уроках ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений. 3. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить новое упражнение. 4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится. В связи с тем, что из школ в другие учебные заведения дети приходят уже с ослабленным здоровьем, здоровьесберегающие технологии на уроках - задача особой важности для преподавателей, в том числе и для преподавателей английского языка ГБОУ СПО Педагогического колледжа №18 «Митино». Задача преподавателей состоит в том, чтобы помочь каждому студенту развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. В колледже в настоящее время работает экспериментальная площадка по разработке модульного подхода для подготовки специалистов дошкольного образования в области здоровьясбережения и физического воспитания детей. Являясь участниками данной площадки, мы вместе со студентами готовим творческий проект на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах». Члены проектной группы под нашим руководством занимаются сбором необходимой информации, изучают методическую, справочную, учебную литературу по теме. Предполагаемым продуктом проекта станет методический сборник физминуток и подвижных игр, который студенты колледжа смогут апробировать во время своей педагогической практики. На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития студентов: 1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка). 2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). 3. Формируется мотивация к здоровому образу жизни. Преподаватели активно используют игровые двигательные минутки на занятиях по методике, которая была описана выше. Для повышения мотивации к здоровому образу жизни используются разные способы ведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы студенты с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. Согласно тематическому плану студенты изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: 1. Повседневная жизнь, условия жизни. 2. Продукты 3. Предметы повседневного обихода. 4.Описание людей. Внешность, черты характера. 5. Планирование времени. Распорядок дня. Рабочий день. Досуг. 6. Человек, здоровье, спорт. 7. Природа и экология. 8. Проблемы подростков. 9. Научно-технический прогресс. Особенно широкое поле деятельности для привития студентам правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Повседневная жизнь, условия жизни», в рамках которой студенты обсуждают свой распорядок дня с днем своих однокурсников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая темы «Продукты», «Предметы повседневного обихода» студенты говорят о правильном режиме питания, назначении разных блюд, правилах гигиены, расширяют через деловые игры свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. В теме «Человек, здоровье спорт» обсуждаются проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Изучая тему «Проблемы подростков», преподаватели и студенты всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Студенты не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады, рефераты и презентации, находят и исследуют информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Литература: 1. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.– М., 2005. – № 10. – С. 84-92. 2. Буртаева, Н. В.Здоровьесбережение на уроках английского языка/ Н. Буртаева // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 17. – С. 44–46. 3. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пос. для студ. высших. пед. учеб. зав. – М.: Изд. центр Академия, – 2001. – 320с. 4. Мураками, О.И. Здоровьесберегающие технологии в работе методического объединения учителей иностранной филологии ЦО «Школа здоровья №1317.http://www.specialschool.ru 5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – 2002. – 121с.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Митюн М.А., Ефанова М.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино". – 2012. – № 1 ;
URL: pk18.esrae.ru/ru/1-4 (дата обращения:
04.12.2024).