Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино"
Электронный научный журнал
Проверка уникальности текста

Miratools – это эффективный инструмент для людей, которые желают защитить плоды своей интеллектуальной собственности. Miratools качественно проверяет уникальность текста, обладает множеством дополнительных функций и гибкими настройками, дающими пользователям высокий уровень свободы.

Ссылка: http://www.miratools.ru/Promo.aspx


Педагогические науки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ахтямова Г.Н. 1

1. ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 "Митино"

Г. Н. Ахтямова Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж №18 «Митино», преподаватель музыкальных дисциплин Использование оздоровительных возможностей музыки в дошкольном образовании Анализ состояния здоровья российских дошкольников показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с нарушением психоэмоциональной сферы, характеризующихся повышенной возбудимостью, агрессией, тревожностью, страхами, неуравновешенностью в поведении, импульсивностью действий. Доказано, что эмоции в жизни человека играют важную роль. Психологический комфорт и эмоциональное благополучие являются основами успешного развития и здоровья ребенка. Известно, что нервная система ребенка необычайно восприимчива к внешним воздействиям окружающей среды. Нарушения в эмоциональной сфере влекут серьезные изменения в поведении, снижают иммунитет, способствуют росту числа психосоматических заболеваний. Высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в раннем возрасте, недостаток двигательной активности, экологические, социальные, наследственные факторы негативно влияют на состояние здоровья детей и заставляют не только врачей, но и педагогов, психологов, ученых искать новые пути его сохранения и развития. Одним из эффективных методов воздействия на эмоциональную сферу дошкольников, способствующих оздоровлению всего организма, является музыка. Как эмоциональный вид искусства, музыка может наиболее полно отражать чувства ребенка, быть созвучной его настроению, характеру внутренних переживаний. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Большой вклад в разработку проблемы психологии восприятия музыки внесли теоретики музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Тюлин, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский), психологи (С.Н. Беляева-Экземплярская, М.В. Блинова, Б.М. Теплов), педагоги (Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова). Положительному влиянию музыки посвящены исследования В.М. Бехтерева, Л.С. Брусиловского, И.М. Гриневой, В.И. Петрушина, СВ. Шушарджана и многих других. Поэтому, рост числа детей, имеющих отклонения в развитии, с одной стороны, современные научные знания и интересный практический опыт, с другой стороны, позволяют рассматривать музыкальное искусство не только с эстетических позиций, но и как универсальное средство психологической коррекции и гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Музыкотерапия, как новый метод оздоровления и развития детей дошкольного возраста, имеет широкие возможности применения. Она охватывает все виды музыкальной деятельности ребенка в детском саду: слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, ритмопластику, музыкально-театрализованную деятельность. Так, пение улучшает дыхание, развивает речь, голосовой аппарат ребенка, формирует навыки общения; игра на музыкальных инструментах улучшает мелкую моторику пальцев, развивает целый комплекс музыкальных и общих способностей; занятия ритмопластикой улучшают осанку ребенка, координацию движений, развивают чувство ритма, укрепляют физически; музыкально-театрализованная деятельность помогает раскрепоститься, дает выход эмоциям, формирует творческие навыки. Кроме того, музыкотерапия может успешно применяться в логопедии для развития у ребенка слухового внимания, чувства ритма, коммуникативных навыков, общей и артикуляционной моторики. Важную роль приобретает музыка в физкультурно-оздоровительной работе детского сада, так как правильно подобранное музыкальное сопровождение, учитывающее эмоционально-возрастные особенности восприятия, способствует укреплению не только физического, но и психического здоровья детей. Эффективность метода использования музыкотерапии в детском саду отражается в проведении режимных моментов: динамических пауз, засыпания, пробуждения и т.д. Все вышеперечисленные виды деятельности влияют на интеллектуальное развитие ребенка, улучшают работу мозга, развивают внимание, память, снимают эмоциональное напряжение, поднимают настроение, дают заряд бодрости и энергии. В последнее время музыкотерапия получила признание и как один из наиболее эффективных инновационных методов в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Музыка помогает детям, страдающим аутизмом, заболеванием центральной нервной системы, в реабилитации и обеспечении социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта. Следует отметить, что музыкальное искусство может оказывать и негативное воздействие на здоровье ребенка. К факторам такого воздействия исследователи относят чрезмерную громкость звучания музыки, использование в музыкальных произведениях низкочастотных и диссонирующих звуков, рок-музыку. Нередко молодые педагоги на занятиях с детьми ритмопластикой, современными танцами или молодые родители дома используют записи популярных групп, не учитывающие психологические особенности детского восприятия, действующие разрушительно на нервную систему ребенка. Однако, музыкотерапия, как метод коррекции, мало используется в учреждениях дошкольного образования. Несмотря на то, что накоплен тысячелетний опыт положительного воздействия музыки на человеческий организм, эта область не достаточно широко исследована в педагогике. До недавнего времени музыкотерапия наибольшее применение получила в музыкальной психологии и медицине, как одно из направлений арттерапии. На наш взгляд, это связано с нехваткой специалистов, имеющих соответствующее образование, а так же с отсутствием в образовательном процессе педагогических колледжей учебных программ по укреплению здоровья дошкольников средствами музыки. В связи с этим, актуальным становится вопрос о дополнительной подготовке специалистов детских дошкольных учреждений в области здоровьесбережения с использованием универсальных оздоровительных возможностей музыки. Решением проблемы может послужить разработанная нами программа дополнительного образования «Особенности воздействия музыки на здоровье и психологию поведения детей дошкольного возраста». Программа предназначена студентам дошкольного отделения педагогического колледжа, помогает будущим воспитателям эффективно использовать методы музыкотерапии в работе с детьми. Данная программа может дополнить курс методики музыки, сокращенный в связи с принятием новых стандартов образования, позволит по-иному осветить вопросы музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста в свете современных тенденций образования. Программа предполагает наличие у студентов знаний в области психологии, дошкольной педагогики, возрастной анатомии и физиологии, логопедии, методики физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Программа рассчитана на 36 часов и включает в себя разделы: история становления и развития музыкотерапии; особенности воздействия музыки на человеческий организм; психофизиологические особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста; использование музыкальных технологий в образовательной среде; факторы негативного воздействия музыки на здоровье ребенка. Таким образом, современные знания в этой области, учитывающие возрастные психологические особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста, позволят будущим педагогам дошкольных учреждений успешно решать воспитательные и оздоровительные задачи в учебно-практической деятельности и оказывать консультативную помощь родителям в рамках профессиональной компетенции.


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Ахтямова Г.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино". – 2012. – № 1 ;
URL: pk18.esrae.ru/ru/1-11 (дата обращения: 26.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 530 | За неделю: 530 | Всего: 1813


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
1