Miratools – это эффективный инструмент для людей, которые желают защитить плоды своей интеллектуальной собственности. Miratools качественно проверяет уникальность текста, обладает множеством дополнительных функций и гибкими настройками, дающими пользователям высокий уровень свободы.
А.В.Потемкина Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж №18 «Митино», преподаватель спецдисциплин Подготовка студентов педагогического колледжа средствами проектной деятельности В настоящее время выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Основная проблема, как показывают результаты бесед с работодателями, в данном случае состоит в недостатке у выпускников специфического умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, проектировать профессиональную деятельность, предвидеть последствия ее преобразований. Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования разрабатывалось на модульно-компетентностной основе. Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на знания, умения и практический опыт, значимые для определенной сферы профессиональной деятельности. Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту, вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне. Первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования, разработанным в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы является профессиональный стандарт педагогической деятельности, разработанный Я.И. Кузьминовым, В.Л. Матросовым, В.Д. Шадриковым. Профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности. В рамках данного стандарта под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности. Именно поэтому формирование профессиональной компетентности будущего педагога должно происходить в ходе специально организованного обучения и в качестве приоритетного направления могут выступать методы проектного обучения. Проектное обучение – одно из наиболее бурно развивающихся направлений инновационной дидактики. Проектное обучение, основанное на расширении видов совместной работы студентов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности, по сути, является главным принципом организации профессионального образования на основе компетентностного подхода. Для будущего педагога потребность в развитии проективных умений актуальна еще и потому, что он должен будет сформировать их у своих учащихся. В рамках экспериментальной площадки колледжа по теме «Разработка модульного подхода для подготовки специалистов дошкольного образования в области здоровьесбережения и физического воспитания детей в педагогическом колледже» мы предприняли попытку рассмотреть процесс развития проективных умений у студентов путем включения их в проектную деятельность. Основой замысла явилось то, что в зоне первичного внимания будет находиться деятельность самого студента, ведущая к созданию творческого проекта и профессионально-личностному росту. В течение ноября из числа студентов 3 курса специальности «Дошкольное образование» была создана проектная группа, которая выбрала и утвердила тему проекта «Организация праздничной недели в ДОУ «Путешествие в страну Здоровья». Работа проектной группы велась в течение декабря 2010г. – февраля 2011г. в рамках внеучебной деятельности. Актуальность проекта была обусловлена тем, что в системе профессионального педагогического образования особое место сегодня занимает проблема подготовки будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению педагогического обеспечения пропаганды здорового образа жизни подрастающего поколения, а также сохранения и укрепление их здоровья. Продуктом проекта был определен сценарий праздничной недели в ДОУ «Путешествие в страну Здоровья». По замыслу студентов, данный проект имел цель - формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью, сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса. Оригинальность сценария состояло в том, что в течение недели в ДОУ все участники (педагоги, дошкольники и их родители) совершают необычное путешествие в страну Здоровья, где каждый день недели – это необычные мероприятия, которые помогают уточнить и закрепить знания дошкольников о здоровом образе жизни, здоровом питании; закрепить практические и теоретические знания о культурно-гигиенических навыках, двигательных навыках и представлений об условиях среды, способствующих укреплению здоровья. Основными этапами осуществления проектной деятельности студентов условно были выделены: формирование идеи проектной деятельности и реализация проектной деятельности. На первом этапе студенты личностно присваивали предлагаемую им проблему, выдвигали гипотезу и пути ее решения, обсуждали возможные источники информации для проверки данной гипотезы, вживались в ситуацию, принимали задачи проекта, планировали свою работу. В процессе реализации данного этапа использовались такие формы работы как: дискуссия, мозговой штурм, работа с Интернет - источниками и методы: метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемные методы и другие. На втором этапе студенты непосредственно участвовали в практической деятельности в индивидуальном образовательном проекте, составляли собственные сценарии, распределяли задания с учетом выбранной позиции (роли), собирали и обрабатывали материалы, интерпретировали результаты. Руководитель проекта в ходе проектной деятельности студентов оказывал консультационную помощь, организовывал индивидуально-групповую работу, не навязчиво контролируя, давал новые знания, когда у студентов появляется в этом необходимость. Наблюдение за студентами показало, что, в подавляющем большинстве случаев они принимали проект как личностно значимый, переживали за ход его проведения и полученные результаты. 28 февраля 2011 года состоялась публичная защита - презентация проектов, подготовленных и реализованных в колледже. Критериями оценки были: соответствие поставленных целей содержанию и продукту проекта, практическая значимость, качество оформления портфолио, качество выступления на защите, качество оформления компьютерной презентации, ответы на вопросы. В результате оценки всех работ жюри присвоило 1 место проекту «Организация праздничной недели в ДОУ «Путешествие в страну здоровья», а зрители определили ему еще и приз зрительских симпатий. Таким образом, представленная система подготовки студентов к проектной деятельности способствует самореализации интересов студентов, повышает уровень мотивации и заинтересованности в получении таких важных профессиональных умений как проектирование профессиональной деятельности и предвидение последствий ее преобразований, ориентирует на практическое достижение успехов в обучении, воспитании самоорганизации, изменению культуры образования и культуры управления учебным процессом со стороны педагога и ведет к профессионально-личностному росту. 1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. [Текст] / Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник Образования. - 2007. - №7. 2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб¬ник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, A.M. Бай¬баков, И.А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Потемкина А.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
// Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино". – 2012. – № 1 ;
URL: pk18.esrae.ru/ru/1-10 (дата обращения:
22.11.2024).